Мона Лиза не всегда выставлялась в Лувре. Ряд работ да Винчи попадут в коллекцию Франсиса I, включая Джоконду, одну из самых известных картин в мире. Согласно французскому фольклору, Франциск был даже у постели да Винчи, когда он умер, и после смерти художника в 1519 году король купил картину у помощника. Однако вместо того, чтобы украшать стены Лувра, картина проводила века, шатаясь среди серии королевских дворцов, проводя время в Фонтенбло и Версале.

Только после падения монархии и создания Лувра в качестве общественного музея Мона Лиза обрела более постоянный дом. И там она осталась с несколькими примечательными исключениями: придя к власти Наполеон Бонапарт повесил картину на стене своей спальни.

Во время Франко-прусской войны и Второй Мировой войны она была в безопасности в секретном месте. А в 1911 году она была украдена прямо со стен музея итальянским преступником, который утверждал, что его мотивом была репатриация картины в родные земли да Винчи—в течение двух лет посетителей Лувра встречали вакантным местом на стене, где когда-то была картина.

После своего возвращения Мона Лиза не покинет границы музея снова в течение 50 лет, пока первая леди Жаклин Кеннеди не убедила французских чиновников позволить картине гастролировать по музеям в Нью-Йорке и Вашингтоне, округ Колумбия, для очень популярных событий, которые стали известны как первые выставки музейных блокбастеров.

Наполеон переименовал музей в свою честь

Когда Наполеон пришел к власти, комплекс был переименован в его честь, и вскоре музей Наполеона был переполнен художественными трофеями войны, когда Великая армия Бонапарта прокатилась по континенту. Среди культурных артефактов, которые пробрались в Париж, были сотни картин и скульптур, в том числе набор античных бронзовых лошадей из фасада базилики Святого Марка в Венеции, который стал частью Триумфальной арки за пределами Лувра и другой конской статуи, стоявшей на вершине Бранденбургских ворот Берлина.

Наполеон имел статую, известную как “Квадрига», упакованную и отправленную во Францию для показа в Лувре, но вместо этого она томилась в хранилище до падения Наполеона в 1814 году, после чего более 5000 произведений искусства были возвращены их законным владельцам, а самый большой музей Парижа получил свое нынешнее название.

Центр обмена информацией

Лувр стал центром обмена информацией о произведениях искусства, украденных нацистами во время Второй Мировой Войны.

Сто тридцать лет спустя, когда другая великая армия прокатилась по Европе (на этот раз в сторону Франции), консерваторы в Лувре начали спешно готовиться к эвакуации десятков тысяч произведений искусства. Караван из более чем трех десятков грузовиков, отправился во французскую сельскую местность, пряча бесценные работы в безопасное место в серии частных замков.

После немецкой оккупации Парижа нацистские власти приказали вновь открыть Лувр. Это был пустой жест, буквально: бесплодные стены и призрачные коридоры теперь были домом только для тех скульптур, которые было слишком трудно переместить (и даже те, которые остались были покрыты тяжелой мешковиной).

Без каких-либо художественных работ нацисты решили захватить часть музея в качестве информационно-координационного центра для каталогизации, упаковки и доставки предметов искусства и личных вещей, конфискованных у богатых французских (в первую очередь еврейских) семей, в Германию. Под командованием немецкого военачальника в соседнем музее Жо-де-Пауме были обработаны тысячи конфискованных шедевров. Многие из них были предназначены для личных коллекций нацистского высшего командования, в то время как те работы, которые считались морально дегенеративными (включая работы Пикассо и Сальвадора Дали), были проданы не-немецким коллекционерам или в конечном итоге сожжены в лобковом костре на Jeu De Paume в 1942 году.

Благодаря бесстрашному куратору, который служил двойным агентом во время разграбления, многие из частей, которые прошли через Jeu de Paume, были в конечном итоге восстановлены. Лувр, который сопротивлялся работе с нацистами, был менее успешным в репатриации своих потерянных произведений искусства.

Более чем через 70 лет после того, как нацисты вошли в Париж, музей продолжает подвергаться обстрелу из-за своей роли в величайшей краже культуры в истории и своего нежелания возвращать оспариваемые произведения искусства.

Добавить комментарий