«Царь» — это третья художественная лента, которая рассказывает об эпохе первого коронованного русского царя Ивана IV, называемого Грозным. Две предыдущие — это «Иван Грозный» Сергея Ейзенштейна, снятая в 1946 году и «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая, выпущенная 1973 году (фантастическая кинокомедия, которая с историей имеет мало общего).

Произведение Павла Лунгина от двух предыдущих резко отличается. Павел Лунгин, который в своих фильмах проповедует традиционное русское благочестие, в то же время, является противником возрождения тоталитаризма, и в этом духе снята его лента. Хотя фильм и называется «Царь», уместным было бы назвать его «Митрополит», потому что главным героем выступает в фильме не Иван Грозный, а Московский митрополит Филипп, который публично осудил жестокость царя, за что поплатился жизнью.

Кем на самом деле был этот человек? Филипп Колычев — это реальная историческая личность. Родился в 1507 году, в знатной боярской семье, приближенной к царскому двору. Имея большие богатства и почести от всего этого отказался и в 1537 году покинул родственные имения, отправился на Соловецкие острова, где вступил в местный монастырь. Название: «Соловки», пожалуй, известно каждому. Это место с особо суровым климатом, куда, как и царская, так и советская власть ссылала наиболее опасных заключенных. А Филипп поселился там добровольно и очень быстро стал игуменом монастыря. Во времени своего игуменства чрезвычайно расстроил монастырское хозяйство: провел водоканалы, построил теплицы, ввел различные инженерные средства, в частности для опреснения воды и просеивания зерна и т.д. Такую работу в это время еще никто не делал в тогдашнем Московском царстве. Эта деятельность Филиппа показывает его положительное отношение к науке, а также отсутствие предубеждений к западному христианству, потому, что пользовался помощью и советами западных специалистов. Собственно, о достижении соловецкого игумена стало известно Ивану Грозному.

В 1566 году отец Филипп Колычев был приглашен в Москву, и царь убедил его стать московским митрополитом. А это был период опричнины (военной службы вроде рыцарского ордена, созданного Иваном Грозным для борьбы с внутренними врагами). Деятельность опричников часто сопровождалась жестокостями и бесчинствами. Поэтому, Филипп, под именованием на митрополита ставил царю требование отменить опричнину. Позже, был достигнут компромисс — митрополит не будет вмешиваться в дела опричнины, но будет иметь право так называемого «печалования», то есть возможности просить помилования для осужденных. Однако, каждый раз все более напряженными становились отношения между царем и митрополитом. Здесь стоит сделать некоторые пояснения. О жестокости опричнины слышали почти все, но у многих сложилось представление, что ее причиной были какие-то психические расстройства у Ивана Грозного, и что он делал расправы просто так, из «любви к крови и пыткам». Такой вывод можно сделать и из фильма. Но все было гораздо сложнее.

До 1560 года Иоанн Грозный вел достаточно мудрые и положительные реформы Московского царства. Но они вызвали сопротивление в части боярства. Против Ивана и членов его семьи возникали заговоры, реальные, а не вымышленные, так же как и имели место случаи перехода на сторону внешних врагов государства. Но другое дело, что, стараясь преодолеть эту оппозицию, царь, и созданная им опричнина, вышли за пределы. То есть, вместе с виновными, начали истреблять и невиновных. Собственно, против этого и выступил владыка Филипп Колычев. Он не хотел конфликта с царем и не желал вмешиваться в чисто политические дела. Однако, был этой мысли, что никакие государственные интересы не освобождают от выполнения заповедей Божьих. Сначала пытался повлиять на царя через частные разговоры. В фильме показано, что все они оставались безрезультатными. Реальность была несколько иной.

Хотя в начале, Иван Грозный к голосу митрополита прислушался. И кое-кого из осужденных удавалось спасти. Но со временем, царь стал подозрительным и не уступающим. Частные разговоры уже не давали результатов. Тогда Филипп пошел на радикальный шаг. Отказался публично в храме уделить царю архиерейское благословение. Мотивировал тем, что не узнает в Иване христианского государя, ибо за стенами этого храма проливается невинная кровь. После этого, судьба митрополита была решена: на срочно созванном архиерейском Соборе он был отстранен от митрополии и заключен сначала в Богоявленском, а затем в Тверском монастыре. В 1569 году владыка Филипп Колычев погиб в заключении (по некоторым данным и этой версии придерживаются в фильме, был задушен главным опричником Милютой Скуратовым). В 1648 году — канонизирован православной церковью.

На первый взгляд может показаться, что фильм «Царь» — это рассказ о борьбе церковной власти с государственной. На самом деле, его идея иная, потому что митрополит Филипп ни в кино, ни в реальности не был мятежником. Все дело в том, что он считал, что каждый на земле, включая и царя есть подсудный Царю Небесному и законы Последнего, являются выше любых земных. В ленте хорошо показано два разных подхода к благочестию. Иван Грозный показан как таковой, что выполняет все внешние предписания: часто молится, читает Священное Писание, посещает богослужения и т.д. Все это, конечно, делает и митрополит. Но, в отличие от царя, понимает их истинную суть и в разговорах с царем собственно и говорит, что бесполезные все обряды, посты, покаянные дела, если не меняется сердце.

Не менее поучительный также разговор владыки с Милютой Скуратовым. Последний, когда узнает, что Филипп имеет чудотворный дар просит исцелить своего больного сына. Филипп отвечает, что сделает это, но Скуратов взамен должен вступить в монастырь. Здесь следует понимать специфику тех времен. По тогдашним законам, лицо, которое находилось на военной службе не могло ее досрочно покинуть, как только через вступление в монастырь. Итак, митрополит хотел убедить его оставить опричнину. Когда же Милюта отказывается, митрополит отвечает: «Тогда пусть тебе царь и вылечит сына!». Суть этого ответа проста: с грехом следует порывать решительно и радикально.

Фильм «Царь» показывает, что именно в христианстве истинный источник правды, любви, милосердия.

Добавить комментарий