«Не имей дела с тем, кто не так хорош, как ты», – говорил Конфуций. Совет неплохой, но китайский философ, по-видимому, имел возможность выбирать себе собеседников. Обычный же человек каждый день сталкивается с огромным количеством людей, и общение далеко не с каждым доставляет удовольствие, а некоторые индивидуумы способны просто-таки выбить нас из колеи. Как же общаться с теми, кто нам неприятен?

Каждый из нас в душе считает себя неплохим, скорее всего даже хорошим человеком. Это мнение разделяют и наши близкие. Однако всегда найдется тот, кого мы раздражаем, и с этим придется смириться. Главное, что надо усвоить: никто не обязан любить нас, и мы не должны любить абсолютно всех людей (не стоит понимать религиозные догматы чересчур буквально).

Неприятные люди не скроены по одной мерке, и вы не всегда будете сразу же в состоянии понять, почему именно этот конкретный человек вызывает у вас дискомфорт. Один получает садистское удовольствие, говоря неприятные вещи вам в глаза, другой рассыпается в притворных комплиментах, распространяя сплетни у вас за спиной, третий норовит поставить подножку – вариантов масса. Неприятным может быть человек богатый и бедный, читающий по слогам и с несколькими высшими, ограниченного ума и с весьма развитым интеллектом. Помните проблему «гений и злодейство»?

Психологи выделяют особые типы неприятных личностей. Вот некоторые из них:

«Критик»

Он никогда и ничем не бывает доволен. В самом благородном поступке он обязательно отыщет низменный мотив. Критикуя других, он возвеличивается в собственных глазах, и другого способа для этого не знает.

«Спящий вулкан»

Такой человек подвержен кардинальным перепадам в настроении. Он способен равнодушно отвернуться от действительно важных проблем и устроить скандал из-за пустяка. Главная его опасность в том, что невозможно предугадать, когда и по какой причине его прорвет.

«Жертва»

У него все всегда очень плохо. Просто удивительно, сколько несчастий может выпасть на долю одного человека! Но попробуйте вместо сочувствия подсказать ему реальный выход из ситуации – он быстро утратит к вам интерес, ведь вы заставляете его выйти из привычной роли.

«Борец»

Он не готов мириться с несовершенством этого мира, и яростно бросается искоренять даже едва заметные недостатки. А потом долго изводит окружающих рассказами о том, как именно и кого он очередной раз «поставил на место».

«Двуликий Янус»

Он любит говорить приятные вещи и никогда не оставит без внимания модный галстук или необычный маникюр коллеги. Но почему-то его похвалы не радуют. Может быть, потому что они  фальшивы?

«Сплетник»

В чем-в чем, а в равнодушии его не упрекнешь. Ему есть дело буквально до всего. Он увлеченно делится с вами подробностями жизни коллег и знакомых (особенно если эти подробности слегка пикантны) и участливо расспрашивает о ваших проблемах. Чтобы поделиться ими с теми же коллегами и знакомыми.

«Нарцисс»

Он не о чем вас расспрашивать не станет. Потому что вы его абсолютно не интересуете. Он глубоко убежден, что центр вселенной – это он сам, его чувства, желания, привычки, болезни (всегда необыкновенные), и он может говорить обо всем этом часами, не замечая, что собеседник давно зевает. 

К сожалению, это далеко не все типы неприятных людей. Но как понять, какие люди раздражают именно вас и почему? Попробуйте вспомнить несколько (3 — 5) мужчин и столько же женщин, которых вы считаете неприятными. Напишите их имена, а рядом – недостатки каждого. Сравните описания. Есть ли у этих людей общие неприятные качества?   Скорее всего, те же черты характера или привычки будут раздражать вас и в новых знакомых. Старайтесь держаться от таких людей подальше или хотя бы сведите общение к минимуму.

Однако не всегда это возможно. Если контакты с неприятным человеком неизбежны (например, на работе), попробуйте найти меры противодействия. Можете отнестись к нападкам с юмором, можете выразить открытый протест против неприятного вам обращения, предупредив о последствиях (только реальных) – выбор за вами. Иногда стоит повысить голос. Если ваш обычный стиль – спокойное общение, это может сработать в качестве контраста и заставит неприятеля ретироваться. Но будьте осторожны. Возможно, скандал – это как раз то, чего от вас добиваются. К тому же скандалист, даже  если он тысячу раз прав, всегда выглядит не слишком достойно.   

Если неприятный человек вывел вас из себя, вернуться обратно можно, проделав следующее упражнение. Сделайте глубокий вдох ртом. Задержите дыхание на несколько секунд, думая о том, кто довел вас до белого каления. Продолжая о нем думать, сделайте медленный выдох. Не дышите пару секунд. Точно так же постепенно «выдуйте» из себя все грубости и язвительные замечания наглеца. После этого попробуйте дышать нормально. Ну что, успокоились? Неужели нет? Повторите упражнение еще раз.    

Большинству людей мы не можем запретить совершать какие-то действия, вести себя неподобающим образом, но мы можем отдавать приказы самим себе (желательно все же не вслух!). Как только вы поймали себя на том, что снова и снова прокручиваете в голове неприятный диалог, жалея, что вовремя не нашли что ответить, мысленно скомандуйте себе: «Не думай об этом!».

А есть вещи, которые нельзя делать ни в коем случае, как бы вы ни были раздражены. Никогда не применяйте физического насилия и других противозаконных способов отмщения. В крайнем случае, можете изорвать, растоптать, сжечь и т.п. изображение/фотографию неприятного человека (вообще-то этот способ из арсенала черной магии, и увлекаться им не стоит).

Никогда после ссоры не прибегайте к успокоительным средствам в виде  транквиллизаторов, алкоголя или наркотиков.

Не пытайтесь понравиться неприятному вам человеку. Это не стоит ни сил, ни времени, ни эмоций и к тому же наверняка обречено на провал. Дорожите отношениями только с приятными вам людьми!

Добавить комментарий