«После хорошего обеда можно простить кого угодно, даже родственников», – говорил известный своими парадоксами О. Уайльд, и, пожалуй, он в чем-то прав. В нашем сознании существует практически неразрывная связь между приятным общением и принятием пищи (как правило, с различной крепости напитками). И это не случайно. Вкусная еда перед или во время разговора обеспечивает собеседникам комфортное состояние, помогает почувствовать себя более непринужденно и настраивает на благодушный лад.
Боярский свадебный пир в XVII веке (К. Маковский, 1883)
Эта идея воплощена во множестве народных пословиц и поговорок:
Не спрашивают: чей, да кто и откуда, а садись обедать.
Наперед накорми, а там уж поспроси.
Есть чего слушать, да нечего кушать.
Без соли, без хлеба худая беседа.
Кушай вареное, да слушай говореное.
Натощак не выговоришь.
Недаром каждое серьезное мероприятие, такое как презентация книги, премьера спектакля, научная конференция, защита диссертации и т.п., обычно «закрепляется» банкетом. Собираясь в гости, мы покупаем «что-нибудь к чаю». Удачную покупку, договор или сделку принято «обмывать». На разного уровня переговорах устраивают кофе-брейки и т.д. Отсюда правило номер один: если вам необходимо обсудить что-то серьезное, предложите собеседнику что-нибудь съесть и/или выпить.
Из повседневной жизни русского боярина в конце XVII века (К. Маковский, 1868)
Но как у всякой медали, у этой тоже есть оборотная сторона. Слишком обильная трапеза затрудняет как процесс речи, так и ее понимание. На это есть сразу две причины. Во-первых, мы едим и говорим одними и теми же органами, поэтому делать это одновременно затруднительно. Во-вторых, усилия, направленные на поглощение пищи, мешают думать. И на этот случай также имеется целый ряд устойчивых народных выражений:
Сытое брюхо к учению глухо.
Вот тебе сахарный кусок, заткни себе роток.
Когда я ем, я глух и нем.
Слово к ответу, а хлеб к обеду.
Ешь калачи, да поменьше лепечи.
Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
Щи хлебай, да поменьше бай (разговаривай).
Отдых на пути из Киева (К. Маковский, 1888)
На плохую совместимость питательного и мыслительного процессов указывали лучшие умы человечества:
Избыток пищи мешает тонкости ума. (Сенека)
Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались. А не подавлялись. (Цицерон)
Хотя желудок влияет на наши мысли, люди с самыми лучшими желудками – не самые лучшие мыслители. (Вольтер)
Поцелуйный обряд (К. Маковский, 1895)
Поэтому, когда происходит что-то действительно важное, следует временно отказаться от еды. Так, для достижения божественного просветления соблюдают посты. Не принято жевать, когда кто-то произносит торжественную речь или тост. В театре, как бы вы ни были голодны, надо дождаться антракта. Во время длинного выступления докладчик может прерваться, чтобы выпить стакан воды, но не для того чтобы перекусить. Те, кто на банкетах продолжает трудиться и кому будет трудно выполнять свои обязанности с набитым ртом, есть не должны. В число таких «страдальцев» попадают переводчики, «вымирающие» сегодня стенографисты, томада и др. Отсюда правило второе: во время важного разговора не перекармливайте собеседника и не слишком увлекайтесь едой сами.