2 сентября 1942 года на аэродроме Быково завыли сирены. Над самой землей шел на посадку неизвестный летательный аппарат без опознавательных знаков. Охрана и летчики бросились к окопам, зенитчики — к орудиям. Неужели немцы рискнули выбросить десант под самой Москвой, да еще так нагло? Однако странный аппарат, подобие самолета, но с гусеницами и неуклюжим фюзеляжем, был один. Грузно сев на траву, он проковылял до середины полосы и остановился. Из люка вылез пилот — почему-то в танкошлеме — и спокойно закурил. Тревогу отменили. Корпус необычной машины при ближайшем рассмотрении оказался… танком.

В 1920-1930-е годы новаторы предлагали: танки-самолеты, танки-планеры и планеры-танконосцы. В основном все это оставалось на бумаге. А вот на учениях Красной армии как-то пробовали подвешивать танк под брюхом бомбардировщика. Курьезный опыт так и остался опытом. А идея совмещения несовместимого продолжала беспокоить умы.

Осенью 1941 года уже маститый (несмотря на свои 35 лет) конструктор планеров Олег Константинович Антонов предложил свой вариант крылатого танка. По легенде, такие машины намеревались перебрасывать партизанским отрядам. Но вообще-то, по замыслу Антонова, танк-планер пригодился бы в воздушно-десантных войсках — его можно было бы высаживать в составе планерных десантов.

Планер Антонов А-7

С началом войны Антонов с небольшим КБ оказался в Тюмени, где должен был строить семиместный планер А-7 своей конструкции. Вот и база для необычного проекта. Решили научить летать легкий танк Т-60. Помощник Антонова А.П. Эскин, заручившись нужными бумагами, отправился в Горький, где ГАЗ налаживал производство нового танка, и раздобыл-таки один. А это было совсем непросто — тогда танки считали поштучно. Газовцы с трудом поверили в затею авиастроителей. Поднять на крыльях 6-тонного бронированного «зверя»?! Это казалось ересью — ведь раньше не удавалось заставить летать даже танкетки массой меньше 3 тонн.

Танк Т-60

Аэродинамика у танка — хуже не придумаешь. Обзор с места механика-водителя мал и для наземной машины, для планера же — просто ничтожен. Штатная скорость хода — 45 километров в час, а расчетная скорость взлета на буксире — 100. Выдержат ли гусеницы и подвеска? А как совместить органы управления танком и планером? Тем не менее, проект подготовили всего за две недели без отрыва от основного производства.

Антонов блестяще решил все инженерные проблемы, например, обзор удалось улучшить, приспособив перед лючком механика зеркала.

Летом 42-го система «Крылья танка» (КТ известна так же, как А-Т или А-40) была готова к испытаниям.

На корпус летучего монстра закрепили бипланную коробку с размахом крыльев 18 м и с двухбалочным двухкилевым оперением. КТ собрали на аэродроме в Раменском. Решили запускать его в облегченном варианте: сняли башню, боекомплект, фары, еще некоторые детали, а горючего оставили всего около 100 литров. На место механика-водителя сел летчик-испытатель Сергей Николаевич Анохин, его Антонов хорошо знал еще по слетам планеристов в Коктебеле.

Утром 2 сентября бомбардировщик ТБ-3 взлетел с КТ на привязи. Сделать для танка обтекатели не успели, так что сопротивление воздуха было большим. И двигатели буксировщика быстро перегрелись. Пилотировавший его летчик Еремеев дал планеру сигнал отцепиться и садиться на ближайший аэродром — им и оказалось Быково. Танк не только благополучно пережил приземление, но даже, сбросив коробку, своим ходом вернулся на базу. «Летает, проклятый!» — коротко резюмировал результаты испытаний Анохин.

Антонов радовался успеху, но, увы, работу пришлось прервать. В буксировщики годились только Пе-8, но все они нужны были на фронте. К тому же после тяжелых потерь десантов под Вязьмой и Ржевом в январе-феврале 1942 г. высшее руководство не приветствовало идей масштабных десантных операций с высадкой танков. Для партизан же танки были бы скорее обузой, чем подмогой. А вот планер А-7, кстати, стал настоящей рабочей лошадкой — он снабжал партизанские отряды.

В самом конце войны десантный танк-планер разработали японцы, но он не «полетел» дальше макета. Тогда же британцы пустили в серию тяжелые планеры «Гамилькар», хотя десантирование с их помощью легких танков в первый день высадки в Нормандии и при форсировании Рейна оказалось не слишком удачным. У нас также занимались планерами-танконосцами — их разрабатывали прославленные Ильюшин и Яковлев.

Но окончательно закрыл тему планерных десантов… сам Антонов, фанатично преданный планеризму. Он и тут, по обыкновению, пошел по крамольному пути — создал широкофюзеляжные транспортные самолеты — могучие «Антеи», побившие впоследствии все мировые рекорды грузоподъемности. В реализацию «летающих сараев» мало кто верил.

Модель «Крылатого танка», поднявшегося в воздух единственный раз, стояла на столе в кабинете генерального конструктора О.К. Антонова до последних лет его жизни. Совмещать несовместимое — разве не лозунг каждого инженера?

Добавить комментарий