​Уважаемый читатель, совсем недавно мы с тобой имели возможность поговорить об очень интересном направлении технического прогресса, и судя по откликам, интересном не только мужчинам но и нашему прекрасному полу, дорогим женщинам. Говорили мы об автомобилестроении, о захватывающей истории, прекрасных, хоть и не всегда, концепциях и дизайнах. Согласен, тема довольно интересная, тем более, что она волнует, почти всех, потому что ежедневно мы сталкиваемся с этим видом транспорта и многие имеют возможность управлять своим прекрасным автомобилем.

В сегодняшней статье я хотел бы предоставить материал о не столь далеком, несмотря на его частое место пребывания, виде транспорта — самолёте. А именно о редких, порой странных и сумасшедших идеях и конструкциях, как наших, так и зарубежных конструкторов-авиастроителей.

Что говорить, полет на самолете приносит массу удовольствий. И я не ошибусь, если скажу, что человек, который хоть раз пользовался услугами аэрофлота, остался под прекрасными впечатлениями. Хотя… Если посмотреть на чудеса авиастроения, о которых мы будем говорить сегодня, наверное я буду в своих суждениях немного осторожней.

Поехали? Или правильнее будет сказать: «Полетели!»

Очень часто конструкторы самолётов проектируют свое «детище» вокруг центральной концепции функциональности. Однако иногда они просто хотят доказать, что их машина летает. Дизайнеры, от UFO-подобных блюдец до надувных самолётов попробовали и испытали почти все. Некоторые из этих причудливых, странных созданий стали источником для будущего поколения летательных аппаратов, в то время как другие пылятся в музеях или еще хуже, ждут своей участи на «кладбищах».

Топ-10 самых странных самолётов, существовавших в истории авиастроения.

The Goodyear Inflatoplane (Надувной аэроплан Goodyear)

Чтобы начать список самых странных самолётов, которые существовали в истории человечества, позвольте мне просто сказать вам, что создание надувного самолёта для спасения солдат в окружении, на поле боя, было, мягко сказать, не яркой идеей. Однако именно и пыталась это сделать компания Goodyear, когда продавала свою идею нового надувного аэроплана американской армии в 1956 году.

Естественно, армия заинтересовалась и была впечатлена этой странной идеей и попросила Goodyear разработать некоторые прототипы для тестирования.

Первоначальный прототип, GA-33 был построен и полетал менее чем 12 дней. Это был в основном огромный воздушный шар с воздушным двигателем сверху. Крылья, сиденье и хвост были сделаны из прочной авиационной ткани, разработанной Goodyear исключительно для Inflatoplane. Названный Airmat, он был изготовлен путем сплетения слоев прорезиненного нейлона с тысячами нейлоновых нитей. Остальная часть фюзеляжа была обычным дирижаблем. Давление, необходимое для поддержания жесткости планера, обеспечивалось воздушным компрессором, который приводился в движение тем же двигателем мощностью 40 лошадиных сил, который приводил в движение самолет.

Когда он не использовался, весь самолет и его двигатель можно было упаковать в коробку, достаточно маленькую, чтобы ее можно было перевозить в тачке. Коробку можно было также возить в задней части джипа, грузовика или даже сбрасывать с парашютом с самолета. Большая идея заключалась в том, чтобы сбрасывать упакованный самолет за вражеские линии, затем солдат мог использовать ручной насос, чтобы накачать его и подготовить к полету менее чем за 6 минут. Более поздние прототипы, такие как GA 468 и GA 467, включали более мощный 60-сильный двигатель наряду с двухместными вариантами.

После долгих испытаний армия сделала вывод, что самолет просто не практичен, чтобы использоваться в качестве спасательного и разведывательного самолета. И нетрудно понять, почему надувной резиновый самолет, который летит со скоростью 55 миль в час, не совсем то, что хотел бы получить солдат. К 1959 году Goodyear прекратила производство Inflatoplanes, и программа подошла к концу. Тем не менее, это один из тех странных самолетов, которые действительно имели место в авиастроении.

The Stipa-Caproni (Стип-Капрони)

Этот уникальный самолет, также известный как «Летающий бочонок», был детищем итальянского авиационного инженера Луиджи Стипы и до сих пор считается одним из необычных самолетов.

После глубокого изучения принципов динамики, инженер-конструктор считал, что если двигатель с пропеллером будут помещены в коническую трубу, общий выход тяги будет увеличен. Он назвал свой проект «intubed propeller».

Чтобы проверить свою теорию, он стал сотрудничать с известным итальянским авиаконструктором Капрони и в 1932 году начал работать над прототипом. Стипа использовал двигатель De-Havilland Gipsy 3 мощностью 120 лошадиных сил, прикрепленный к деревянному пропеллеру с двумя лопастями. Вся сборка была заключена внутри крупногабаритного трубчатого фюзеляжа самолета.

Результаты тестового полета доказали, что новый дизайн был аэродинамическим чудом. Несмотря на слабый двигатель и короткий размах крыла, самолет показал большую стабильность. Однако он не смог достичь высокой скорости из-за большого количества сопротивления, создаваемого фюзеляжем. Это ограничило максимальную скорость самолета до 81 мили в час. Однако Луиджи не волновала максимальная скорость.

Показания подтвердили, что его конструкция была пригодна для применения в двигателях более крупных самолетов, таких как бомбардировщики и коммерческие авиалайнеры. Затем Луиджи обратился к итальянскому правительству и попросил предоставить ему финансирование, для того, чтобы перевести его проработанный дизайн пропеллера на следующий уровень. Несмотря на то, что пилоты-испытатели подтвердили преимущества его конструкции, правительство больше интересовалось скоростью летательных аппаратов. Следовательно, проект Stipa Caproni был пересмотрен и забыт.

The Blohm & Voss BV 141

Уже в 1937 году нацистские военно-воздушные силы нуждались в самолёте-разведчике. Для выполнения этой задачи были выбраны два аппарата: Focke-Wulf 189 «Uhu» и совсем новая разработка — асимметричный тактический разведывательный самолет Blohm & Voss BV-141 (LINK 5). Позже он вошел в список самых необычных летательных машин.

Focke-Wulf был обычным двухдвигательным самолётом и был официально объявлен победителем. Однако дизайн BV 141 был настолько многообещающим, что министерство тайно приняло решение продолжить исследования самолета.

В отличие от других самолетов своего времени, BV 141 использовал асимметричный подход.  Самолет был разделен на две отдельные секции, соединенных вместе крылом. В главном корпусе размещался двигатель BMW, а кабина экипажа находилась вдали от тела, на крыле. Дизайн был вдохновлен идеалами бывшего летчика Ричарда Фогта, который был конструктором в Blohm & Voss.

Самолет был, безусловно, лучшим самолетом наблюдения, чем Focke-Wulf 189 и, несомненно, одним из странных самолетов. Несмотря на заказ в 500 таких машин, проект был остановлен из-за различных факторов. Позже бомбардировка союзников уничтожила главный завод «Фокке-Вульф», в результате чего около 80% рабочей силы Blohm & Voss перешли на производство самолетов «Фокке-Вульф».

Hughes H4 Hercules

Еще в 1942 году американское правительство нуждалось в крупногабаритном грузовом аэросудне, которое могло бы перебрасывать войска и грузы через Атлантику в Европу.

Шла Вторая мировая война. Нацистские корабли и подводные лодки постоянно атаковали американские суда снабжения, которые пытались добраться до Европы. Авиационный магнат и миллиардер Говард Хьюз ответил предложением, которое никто в то время не считал разумным — H4 H4.

Если этот проект будет завершен, это будет самый большой из когда-либо построенных самолетов, а также самый большой летающий корабль.

— сказал Говард Хьюз.

Еще более интересно то, что когда Хьюз подписал контракт с армией, ему запретили использовать металлы при строительстве его гигантского самолета, так как это было военное время, а металл был в дефиците. Поэтому Хьюз решил сделать гигантский самолет из дерева.

Война затянулась, и люди стали сомневаться в Хьюзе, который не мог закончить разработку своего гигантского «летающего голландца».  Пресса начала издеваться над ним, называя его творение «елочкой». На самом деле самолет был сделан из ламинированной березовой древесины.

Хьюз продолжал работать над самолетом до тех пор, пока он не был готов в 1947 году. Во время короткого рейса в районе Лонг-Бич-Харбор Хьюз решил выяснить, может ли его самолет летать. Он сделал это. Его творение пролетело всего милю, на высоте 70 футов над поверхностью океана. С тех пор он никогда не летал и является единственным в своем роде.

До настоящего времени он занимает рекордное первое место по размаху крыльев любого из когда-либо построенных самолетов, включая гигантов, таких как Ан-225 и Airbus A380, не говоря уже об одном из странных аэротворений, которые поднимались в небо.

Vought V-173 / XF5U-1 «Flying Pancake» (Летающий блин)

Это, безусловно, одна из необычных конструкций летательных аппаратов, которую с легкостью можно внести в сегодняшний список.

После нападения японских ВВС на американский флот в Перл-Харборе, военному ведомству США нужен был самолёт, который мог взлететь и приземлиться в ограниченном пространстве, таком например, как палуба авианосца. Ожидалось также, что новый аппарат будет эффективным в боевых столкновениях с подводными лодками и истребителями. Разработку поручили компании «Vought», которая была известной по выпуску знаменитых истребителей F4U Corsair.

В 1942 году компания начала работать над дизайном «Flying Flapjack», формой, которая не имела носа, хвоста или секции крыла. Вместо этого все тело напоминало похожую на блин форму, с двумя пропеллерами, торчащими на кончике каждой стороны.

Первый прототип был назван V-173. Он действительно впечатлил во время тестовых прогонов, демонстрируя способность взлетать и приземляться на чрезвычайно низких скоростях. Это было связано с тем, что в отличие от большинства обычных самолетов, все тело V-173 участвовало в подъеме аппарата при подъеме в небо. Корпус также был очень стабильным и практически не препятствовал движению во время полета. Все это сделало его идеальным кандидатом для авианосцев.

Вскоре ВМС начали финансировать производство и тестирование усовершенствованной версии XF5U-1. Это был в основном модернизированный V-173 с большими двигателями и более крупным кузовом. Конструкторы также собирались использовать легкий материал для корпуса самолета. Это была сердцевина пробкового дерева ламинированная алюминием. На то время это казалось фантастикой.

Предполагалось, что XF5U будет иметь максимальную скорость 425 миль в час при скорости посадки всего 20 миль в час. Однако дизайн страдал от чрезмерных колебаний в отсеках двигателя. Эти вибрации могли потенциально дестабилизировать самолет в полете, поэтому испытания были отложены.  К тому времени, когда проблемы были решены, война закончилась, и военные стали переключать свое внимание на реактивные самолеты, которые выглядели гораздо более перспективными.

The Bаrtini Beriev VVA 14 (Бартини Бериев VVA 14)

Bartini VVA 14 был экспериментальным прототипом гидросамолета, разработанного в Советском Союзе во время холодной войны. Конструктором этого странного самолета был итальянский авиационный инженер Роберт Бартини.

Когда Советский Союз начал опасаться, что США начнут ядерное нападение на них со своих подводных лодок, руководство страны обратилось в авиационную компанию «Бериев», которая хорошо была известна разработками своих гидросамолётов.

Было решено построить самолет-амфибию, который мог взлетать с суши и воды, мог скользить на высоких скоростях на поверхности океана, а также обладать способностями VTOL (Вертикальный взлет и посадка). Самой главной его задачей была охота на субмарины армии США.

В случае успешного развития VVA 14 оказался бы серьезной угрозой для любых западных военно-морских сил, пытающихся вторгнуться в советские воды. Разработка первых прототипов началась в начале 1970-х годов.

Корпус аппарата напоминал фюзеляж самолетов-бомбардировщиков, с вытянутыми с обеих сторон рукавами-понтонами. Одно прямое крыло обеспечивало подъем, а два турбовентиляторных двигателя обеспечивали движение в воздухе. Сначала самолет использовал надувные понтоны, но позже переключился на металлические, чтобы обеспечить высокоскоростное передвижение по воде. Еще два турбовентилятора были добавлены к переднему концу фюзеляжа, чтобы обеспечить ему высокую скорость на водной поверхности.

К сожалению, окончательный проект так и не был завершен, так как компания, которой было поручено поставлять реактивные двигатели, необходимые для вертикального взлета, никогда не доставляла их вовремя. Бартини умер в 1974 году, и с его смертью самолет начал сталкиваться с многочисленными проблемами во время тестовых испытаний и, наконец, проект был оставлен. А жаль.

Последний оставшийся VVA 14 находится в демонтированном состоянии в музее военно-воздушных сил в Монино, Москва.

The Konstantin Kalinin K-7 (Константин Калинин К-7)

Один взгляд на этот самолет, и вы определенно можете сказать, откуда он прилетел. Из России. Извините, в этом случае из СССР, поскольку этот самолет был построен в 1930-х годах.

Целью его было служить бомбардировщиком / грузовым самолетом. K-7 был самым большим самолетом своего времени, с размахом крыла выше, чем у B-52, поэтому он с важностью приземлился прямо на этот список необычных летательных конструкций.

Он был создан бывшим летчиком 1-й мировой войны Константином Калининым. Конструкция самолета была довольно неортодоксальной, с небольшим центральным фюзеляжем и гигантскими, толстыми крыльями. Шасси было встроено в две понтонные конструкции под крыльями. Движение было обеспечено в общей сложности семью двигателями V12, шестью в тяге и одним в конфигурации толчка. Самолет был способен перевозить 19 человек вместе с 16 тоннами бомб и 120 парашютистами в гигантских крыльях. Странные конструкции, ниже крыльев, держали шасси, наряду с восемью 7.62-миллиметровыми пулеметами и восемью 20-миллиметровыми пушками.

Первый и единственный разработанный К-7 был задействован в общей сложности в семи испытательных полетах. Он мог летать, что было довольно удивительно.

Тем не менее были некоторые проблемы. Во время полета хвостовые секции сильно вибрировали. «Умные» конструкторы решили сварить гигантские куски стали для хвостовых бонов, чтобы удерживать их на месте, а не искать реальные проблемы с самолетом. И таким образом испытательные полеты продолжались.

Однако в одном испытательном полете хвостовой отсек сломался и заклинило элероны, в результате чего самолет разбился. Этот несчастный случай привел к смерти 15 человек и был большим ударом по советской пропагандистской машине, которая только что показала всему миру свой огромный самолет. Константин Калинин был арестован по обвинению в саботировании его собственного самолета, заклейменный как предатель, и в конечном итоге был расстрелян в 1938 году.

The Avro VZ9 Avrocar

VZ9 был результатом эксперимента, проведенного Avro Canada и военными США для создания «летающей тарелки». Собственно поэтому этот проект и оказался в нашем списке странных самолетов.

Ясно, что кто-то в Пентагоне сильно увлекался просмотром огромного количества фильмов об инопланетянах и их средствах передвижения.

Военные надеялись, что «тарелка» будет иметь стелс-характеристики, сможет летать на высоте до 100 000 футов и иметь максимальную скорость, превышающую звуковую.

Это «детище» созданное компанией Avro, нигде не было и близко к достижению этих впечатляющих задач, поставленных американскими военными. Вместо этого он едва мог подняться выше 3 или 4 футов, прежде чем потерять контроль управления, а максимальная скорость была всего 35 миль в час. Кроме того, пилотирование самолета было огромным неудобством и приносило физические повреждения пилоту. Централизованный ротор поднимал все, что находилось под аппаратом, воду, песок, камни и бросал в лицо пилоту. Так что было очень трудно летать без защитного лобового стекла.

Многочисленные испытания в аэронавигационных туннелях NASA показали, что конструкция самолета была фундаментально несовершенной, и любая попытка увеличить производительность потребовала бы полного пересмотра базовой конструкции. Потратив на проект более 10 миллионов долларов, правительство, наконец, решило, что в его интересах отказаться от проекта.

The XF-85 Goblin (Гоблин XF-85)

Самолеты дальнего бомбардирования были чрезвычайно важны для авиации любой страны, и Вторая мировая война доказала этот факт. Хотя бомбардировщики были хороши в доставке больших грузов на дальние расстояния, они не могли иметь дело с истребителями противника. И сопровождающие истребители не могли идти в ногу, вернее будет сказано в крыло, с постоянно расширяющимся диапазоном бомбардировщиков.

Поэтому такие страны, как США и Советский Союз, стали проверять концепцию самолётов-паразитов. Идея заключалась в том, чтобы нести эти маленькие истребители внутри больших бомбардировщиков. Пролетая по враждебной территории, истребители могли быть отделены от бомбардировщика, отбиваться от вражеских самолетов, а затем снова состыковаться с кораблем-носителем. Однако ни один эксперимент по созданию успешного истребителя-паразита не удался.

Гоблин — самый маленький реактивный истребитель, когда-либо созданный, с корпусом яйцевидной формы, длина которого составляла всего 15 футов. Он был оборудован четырьмя пулеметами калибра 0.50, чтобы компенсировать его невпечатляющий размер.

Первоначально он был установлен внутри корпуса B-29, чтобы проверить его работоспособность, прежде чем использовать его в B-36. «Малыш» Гоблин должен был отделиться от корпуса бомбардировщика, выполнить свою задачу и вернуться обратно.

Отделение не было проблемой, и крошечный самолет отлично справился. Однако самой большой проблемой было возвращение. Пропеллерный поток воздуха B-29 бросил бы Гоблина в сторону, поэтому зацепление крюка к трапеции было почти невозможным.

Только 3 из 7 попыток повторного зацепления удались, и в одном случае самолет врезался в трапецию, разбив передний фюзеляж и навес кабины. Поскольку конструкторы не предусмотрели никаких шасси, пилот каким-то чудом приземлился на водную поверхность озера.

Другие проблемы с возвращением, крошечный двигатель Гоблина и ограниченная огневая мощь поставили бы его в невыгодное положение по сравнению с советскими истребителями.

Из-за проблем стыковки и слабой производительности ВВС США в конечном итоге отменили программу Goblin. Позже они начали фокусироваться на дальних дозаправках самолетов, гораздо более практическом решении проблемы эскорта бомбардировщиков. Но все-таки малютка Гоблин нашел место в нашем списке.

The Lun class Ekranoplane (Экраноплан «Лунь»)

Экраноплан «Лунь» возглавляет список необычных самолетов, созданных авиаконструкторами. Если есть одно слово для описания советской техники, это слово-«огромный».

Этот конкретный самолет-мамонт, известный как Лунь-класс MD-160, представляет собой нечто среднее между самолетом и кораблем. Он мог пролететь всего на высоте 5 метров над водой и достичь скорости свыше 500 км/ч. Верхняя часть фюзеляжа оснащена шестью противокорабельными ракетными пусковыми установками SS-N-22. Если появлялись небольшие угрозы, такие как лодки или низколетящие самолеты, Лунь был оснащен 23-мм пушками и пулеметами калибра 50.

Во время холодной войны советские конструкторы экспериментировали с особым видом самолетов, известных как экраноплан. Эти самолеты могли летать очень близко к поверхности воды, и могли скользить с высокой скоростью по поверхности океана. Это привело к повышению эффективности использования топлива, а также к скрытности, поскольку радар, который в то время не был способен обнаруживать летательные аппараты, летающие на таких малых высотах, не мог этого сделать.

Первый и единственный в истории самолет этого класса был разработан, как высокоскоростное транспортное средство для перевозки людей и кораблей. Он был развернут на Черноморском флоте в 1987 году и оставался в эксплуатации до конца 90-х годов. Самолет весил 350 тонн и был длиннее другого подобного ему аппарата. Он мог совершать движение по поверхности океана со скоростью почти 500 км/час, быстрее, чем любой корабль, делая его превосходным транспортным средством-перехватчиком.

Экраноплан также мог прокрасться мимо радара противника и запустить залп противокорабельных ракет, прежде чем враг понял, что самолёт даже был там. Однако большой размер «великана» делал его легкой мишенью для истребителей врага, поэтому понадобился бы целый эскорт самолетов-истребителей и подводных лодок сопровождающих его. Планы по созданию второго экраноплана «Лунь», как самолёта быстрого реагирования и как поисково-спасательного судна начались в конце 1980-х годов, но развал Советского Союза ознаменовал окончание программы.

Красавец «Лунь» MD-160 был снят с эксплуатации в 1997 году и теперь находится на военно-морской базе в Каспийске, ожидая своей участи. Ходят слухи, что активисты обращаются к властям, дабы сохранить экраноплан и передать его в музей. На данный момент судьба ракетного корабля-экраноплана проекта 903 «Лунь» не известна.

Какими бы способами и видами средств передвижения, дорогой наш читатель,ты бы не пользовался, помни, что в мире существует еще много необычного, странного и увлекательного, о чем мы с тобой поговорим при следующей встрече. Пока!

Добавить комментарий