Многие критики и немалое число любителей кино считают, что именно 80-е годы стали именно тем периодом, который был богат не очень качественными, а иногда – и откровенно халтурными кинофильмами. Но, несмотря на это, именно тогда появилось немало фишек, которые повлияли, в том числе, и на современный кинематограф. Поэтому сегодня речь пойдет о десяти таких фишках. Итак, поехали.

1. Открывает наш список виртуальная реальность.

Сложно поверить, но на самом деле эта тема стала актуальной задолго до выхода таких хитов, как «Матрица» или «Нирвана». Первым фильмом, где человечество узнало о том, насколько компьютерная реальность может быть захватывающей, стала картина Стивена Лисбергера «Трон» 1982 года. Для того времени фильм стал настоящим открытием, ведь в 1980-х годах мало кто мог поверить, что компьютеры смогут когда-либо занять такое место, какое они занимают сейчас. Стоит сказать, что тема компьютерных технологий стала одной из ведущих именно благодаря выходу фильма «Трон».

2. Далее в нашем списке – изобретение, которое стало одним из обязательных атрибутов всех фильмов 1990-х. Речь идет о вентиляторах, которые вращаются на фоне мерцающего света.

Впервые этот ход использовал Алан Паркер, выпустив в 1987 году триллер с Робертом де Ниро в главной роли с названием «Сердце Ангела». Абсолютно практичный вентилятор в этом фильме превратился в один символов сатанизма, что стало еще одним мазком к достаточно мрачной картине фильма. После этого любой мало-мальски приличный режиссер вставлял в свой ужастик хотя бы один такой вентилятор. В конце концов, он так надоел зрителям, что к началу XXI века он практически исчез из кинематографа.

3. Ступенькой выше оказались багги под облаками.

Тяжело в это поверить, но 80-е, которые далеко не всегда блистали красочными спецэффектами, смогли переплюнуть 1990-е. Если быть точным, то это произошло в фильме Харли Коклиса «Восход «Черной Луны»» 1986 года. Помимо невероятных машин, которые были собраны по заказу киностудии, здесь есть сцена, которую больше никогда и нигде повторить не удалось. Это – сцена, когда автомобиль перепрыгивает с одной высотки в другую. Что уж говорить, все постарались на славу.

4. Изобретение, о котором речь пойдет далее, стало для 80-х настоящим технологическим прорывом. Говорим о лазерном диске, который появился впервые в фильме «Назад в будущее» 1985 года.

Конечно, фантастическому фильму подавай соответствующие технологии. Ведь кто мог подумать в век расцвета видеокассет, что вскоре они станут раритетом. Но на самом деле диски появились в конце 1970-х годов, а до обычных потребителей они добрались всего через несколько лет. Стоит сказать, что уже в 1980-х годах весь мир смотрел фильмы либо на кассетах, либо на дисках. Ну а потом уже появились DVD, Blu-Ray и прочие современные носители данных.

5. В середине нашего списка оказалась фишка, которая стала известной благодаря Стэнли Кубрику. Это – топор в стене, который многие помнят именно благодаря фильму «Сияние».

Сложно спорить, использовался ли этот прием до Кубрика, но именно этот режиссер смог сделать топор в стене таким же узнаваемым, как душ в фильме Альфреда Хичкока «Психо». Но, в отличие от мастера саспенса, кубриковский ход начали использовать все, кто мог. Даже в фантастике этот прием оказался достаточно популярным. Одним из примеров стал классический фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», где вместо топора использовалась крепкая голова одного из актеров.

6. Еще одной «фишкой», которая теперь используется чуть ли не в каждом боевике, является «gun-fu».

Изобретение родом из Гонконга появилось в 1980-х, как одна из вариаций массового действа. Если в азиатских фильмах главные герои могли решить свои проблемы, перестреляв всех негодяев, то в Голливуде все делалось гораздо проще – одним выстрелом по заправке из ракетницы. Именно благодаря китайцам кинематограф смог получить такие хиты, как «Схватка» или «Интернешнл» такими, какими мы их знаем.

7. Аэробика. Этот вид спорта получил свое самое бурное развитие именно в 1980-х, и вполне логично было бы предположить, что кинематографисты не могли упустить такую возможность для своего обогащения.

Отлично постарались создатели фильма «Танец-вспышка» 1983 года, где главная героиня днем работает на заводе, а ночи проводит на танцевальных площадках. Красивая девушка в обтягивающем купальнике и гетрах, страстный танец под хиты эпохи диско, романтический сюжет фильма – все это стало основой для целого пласта в кино. Но, к сожалению, фильмы про аэробику пользовались успехом недолго, и уже к 1990-м о них уже все забыли.

8. «Бронзу» нашего списка получает сиквел. Да, продолжения фильмов делались еще за несколько десятков лет до этого, но полноценными сиквелами их назвать было нельзя, так как в продолжениях нередко были отличия, которые бросались в глаза уже на первых минутах фильма.

Пионером в данном направлении принято считать Фрэнсиса Форда Копполу, который в 1974 году выпустил продолжение нашумевшего фильма «Крестный отец» под названием «Крестный отец 2». Но Коппола уже был известнее и до этого, поэтому такой шаг можно было назвать скорее исключением из правил. Именно в 1980-х с развитием мультиплексов стало понятно, что если быстро снять «продолжение» и показать его на всех экранах сразу, то оно может показать ничуть не худший – а порой и лучший результат, чем первый фильм серии. Отчасти благодаря мультиплексам мы обязаны бесконечным разножанровым франшизам от «Рембо» до «Хеллоуина» и «Крика». А в названии продолжения стали ставить двоеточие и название новой части.

9. Если речь пошла о мультиплексах, то вполне логично было бы предположить, что именно они стали «серебряным» изобретением нашего рейтинга.

В 1980-х между телевидением и кино шла настоящая война за зрителя. Кино находилось в кризисе, и выход из него режиссеры видели в том, чтобы превратить кинотеатры в супермаркеты. Так появились мультиплексы, где показывали бесчисленные продолжения различных франшиз. Спустя десятилетие появились мегаплексы, где одновременно кино можно было показывать на трех десятках экранов. А где больше просмотров – там и больше денег.

10. Замыкает наш список штука, которая стала одной из черт фантастики 1980-х – зонтик со светящейся ручкой.

Впервые этот зонтик появился в фильме Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» 1982 года, как некий ответ фильму Фрица Ланга «Метрополис» 1927 года. Ответ удался на славу, и тот город, который многие видели в фильме, стал прототипом для всех городов будущего, фигурирующих в других фантастических лентах. Но именно зонтики со светящимися ручками пропали практически из всех фантастических фильмов, снятых позднее. Почему? Этот вопрос до сих пор без ответа.

На этом наш обзор подходит к концу. Спасибо за внимание, дорогие читатели и любители кино. Пусть ваши коллекции пополняются только самыми лучшими фильмами, которые вам будет не лень пересмотреть несколько раз и получить при этом такое же наслаждение, как и при первом просмотре.

4 комментария

  1. Marusya

    Из всех фильмов я смотрела только «Назад в будущее»? Кошмар! Как я отстала от жизни. Просто проводишь время в заботах и делах, а на культурное просвещение и времени не остается. Даже обидно временами становится. Не могу обещать что все, но часть фильмов из этого списка я обязательно посмотрю.

    1. Viktoriya

      Еще несправедливо обошли внимание «Газонокосильщика» Вот где был драйв и прорыв в кинофантастике. Я в то время реально верила, что так и может произойти, что скоро виртуальная реальность захватит мир. А потом вышел первый «Терминатор» и я стала боятся роботов )

      1. Sabrin

        Первый и второй терминаторы, это шедевры без сомнений. Я вообще была влюблена в Арни в молодости) А его «Конан», «Коммандо», мм… такой самец… А из списка я «Трон» смотрела, но по тем временам он меня вообще не затронул, так как был слишком фантастичным для своего времени.

        1. Viktoriya

          Терминаторы это да, первые два вне конкуренции, жалко что потом они скатились в откровенный ширпотреб и это я еще молчу о сериале, который вообще УГ. А трон мне понравился, он можно сказать был пионером по фильмам с виртуальной реальностью.

Добавить комментарий