Мы привыкли, что Новый год – это елка, снег, мандарины и шампанское. Однако так было не всегда. Древние римляне отмечали Новый год в начале марта. Согласно преданию, именно в этом месяце Бог сотворил «началобытный свет сей видимый» и первого человека. В марте же Господь сошел на землю. Обычай отмечать Новый год 1-го марта был и на Руси. К сожалению, не осталось свидетельств, как именно праздновался мартовский Новый год. Зато известно, каким образом стал отмечаться праздник под названием Новолетие, пришедший к нам из Византии. Именно с Новолетия начинались святцы – церковные календари, имевшие большое значение для наших предков (тем более что никаких других календарей тогда не было), поскольку по ним выбирали имя для младенца.

Новолетие встречалось торжественно: специальными новогодними молебнами в присутствии царя и патриарха, колокольным звоном, освящением воды и последующим роскошным пиром. Если современные застолья в новогоднюю ночь кажутся кому-то чересчур обильными, предлагаем ознакомиться с меню одного из новогодних обедов патриарха. На столе предводителя церкви оказались шесть папошников (хлебов), четыре «пирога долги с яйцы», оладьи путные, пироги подовые, пироги-сырники, яичница, сбитень, щи  две ухи, икра зернистая, вязига под хреном, две щуки-колодки, полголовы белужьи, полголовы осетровые, рыба паровая (судак, лещ, язь, стерлядь) и рассольная (лещ и окунь). Главным же украшением стола стало совсем уж непонятное блюдо под названием «кавардак». На Новолетие царь вручал приближенным подарки: деньги, ценные вещи (серебряные позолоченные кубки, атласные и бархатные ткани, соболя и т.п.), а также почетные должности.

Конец всему этому великолепию на восточный лад положил Петр I. Одним из главных преобразований царя-реформатора стало введение нового летосчисления и перенос начала года. Царским указом было велено вести счет «от Рождества Христова в восьмой день спустя», то есть с 1 января, а не от Сотворения мира, как раньше. Тот же указ повелевал русским людям встречать праздник торжественно, с перезвоном колоколов, пушечным и ружейным салютом, поздравляя друг друга с Новым годом (1700-м) и столетним веком. Горожанам было приказано (!) украсить дома и улицы еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками. После торжественного богослужения священнослужителям и придворным была предложена праздничная трапеза, на которую бояре должны были явиться в европейской одежде. Простой народ угощался за казенный счет на улице. Таким образом, страна, уже отметившая Новый год в сентябре, встречала этот праздник второй раз, но, как ни странно, совсем не была этому рада. Перенос начала года с сентября на январь казался и народу, и знати неслыханным кощунством. Чтобы отвлечь подданных от ненужных сомнений, царь повелел устроить в столице «фейерверки с великим множеством разных потешных огней, с последствуемым от многочисленных пушечных выстрелов громом». Со временем петровское летоисчисление прижилось, но царский Новый год не был столь же популярным торжеством, как Пасха, Рождество и Троица. Самым главным праздником он стал уже в атеистическом Советском Союзе, приняв на себя некоторые видоизмененные атрибуты запрещенного Рождества.

Сегодня, кажется, мы открыты всем праздникам: религиозным и светским, исконно русским, западным и восточным, старым и новым. Так что готовимся к встрече Нового года! Ведь теперь никто не может нам это запретить. Или, что еще более важно, – приказать.

Добавить комментарий