Стоит ли говорить, что каждый жанр в кино буквально оброс разнообразными клише. Исключением не стали и фильмы-катастрофы как американского, так и российского производства. Фильм может называться как угодно, иметь любое время и место действия, но все-таки некоторые черты у всех этих лент сходные. В этой статье мы решили показать 10 самых раздражающих клише в фильмах о катастрофах. Итак, давайте начнем!

10. Первый штамп, который часто встречается в данной категории фильмов — речь президента Америки во время бедствия.

Стоит сказать, что, если трагедия в кино — действительно глобальна, то обязательно в кадре появится глава Соединенных Штатов, говорящий торжественную речь. Но почему-то в голливудских лентах всегда от имени человечества говорит американский президент. А почему бы это не сделал представитель ООН? Самые яркие примеры, где можно увидеть данное клише — «День Независимости» и «Столкновения с бездной».

9. Следующий ход, который использовали бессчетное количество раз — дети и собаки всегда выживают.

Несмотря на то, что по теории Дарвина выживают только самые сильные, самые умные и самые хитрые, в фильмах с глобальными трагедиями всегда выживают дети и лучшие друзья человека. Даже если в течение фильма ребенок остается из-за катастрофы без родителей, а четырехлапое создание — без хозяина. Фильмы, где можно увидеть подобное — «2012» и «Метро». И это еще далеко не все фильмы…

8. Еще один замученный до невозможного штамп — уничтожение знаменитых памятников.

Неважно, цунами происходит на экране или вторжение агрессивных внеземных форм жизни — прежде всего, пострадают такие выдающиеся места, как Лондонское Колесо Обозрения, Биг-Бен, Эйфелева башня и так далее. Примеры использования этого клише — «День Независимости» и «Армагеддон» Этот ход был использован в таком огромном количестве фильмов, что некоторые режиссеры, что называется, «действуют от противного». Яркий тому пример — фильм «5 волна», где девушке удается остаться в живых только за счет того, что ее городок находился в глуши.

7. Еще один штамп, который нередко используется в фильмах с глобальными катастрофами — самопожертвование.

Нет, никто не говорит, что это плохо, но дело в том, что во многих фильмах этот прием используется слишком уж часто. Как правило, на верную смерть идет человек, которому есть что искупить. И иногда создается впечатление, что режиссер хочет сгустить краски. Если вы хотите убедиться в этом — включите «Приключения Посейдона».

6. Далее в списке набивших оскомину штампов следует спасение от лавы.

В таких фильмах, как уже упомянутый «2012» или вышедший в 2016 году фильм «Экипаж», герои фильмов могут спастись от смертоносной лавы, просто «сделав ноги». Но на самом деле спастись от извержения вулкана практически невозможно. Почему? Потому что, помимо лавы, существует еще, как минимум, несколько факторов. Среди них — раскаленные газы, вулканический пепел и много чего еще. Именно поэтому, несмотря на небольшую скорость движения лавы, в Помпее погибло столько людей. От пепла, от пыли, от раскаленного газа.

5. В середине нашего списка оказалось клише, связанной со спасительной ролью ядерной бомбы.

Да, звучит странно, но во многих фильмах показывается, что атомная бомба может спасти планету и все человечество от катастрофы — к примеру, от остановившегося ядра или метеорита, способного уничтожить все живое. Но самое странное, что нередко ядерные вооружения (как правило, безрезультатно) применяются против инопланетян.

4. Далее следует клише, которое тоже связано с наукой. Во многих фильмах-катастрофах существует ученый, который является единственным человеком, знающим правду о катастрофе.

Этот шаблон, как и многие ему подобные, встречаются во многих фильмах о глобальных катастрофах — «Послезавтра», «Пик Данте» и многие другие. На самом же деле наука сегодня — дело коллективное, то есть одному ученому очень и очень сложно сделать какое-либо открытие на основе данных, добытых в результате одиночной работы. Чаще всего любое научное открытие сопровождается множеством измерений и опытов, которые позволяют предугадать катастрофу. А ученые-одиночки — это, скорее, для нагнетания атмосферы и удержания интереса зрителя.

3. «Бронза» нашего рейтинга досталась штампу под условным названием «Мир, дружба, жвачка».

Проще говоря, многие фильмы-катастрофы показывают, что люди перед лицом большой беды способны забыть все свои более мелкие конфликты. Стоит сказать, что в некоторых фильмах (это — и упомянутый уже фильм «Экипаж» и фильм «Смерч») такое случалось. Но все-таки достаточно жутко смотреть, как гибнут миллионы ради поцелуя влюбленных или финальной сцены примирения.

2. Ступенькой выше оказался штамп, который время от времени встречается в некоторых фильмах о трагедиях мирового масштаба. Суть его заключается в том, что, несмотря на бедствие планетарного масштаба, даже среди героев фильма встречаются, скажем, не самые однозначные персонажи.

Примеры таких фильмов — уже неоднократно упомянутый «Смерч» и «Разлом Сан-Андреаса». Этих персонажей иногда вводят, чтобы зрителям было кого недолюбливать. По крайней мере, именно такое впечатление создается, когда смотришь фильмы с участием таких персонажей.

1. Замыкает наш рейтинг клише, связанное с тем, что во многих фильмах о катастрофах главные герои обнаруживают, что катастрофа случилась слишком неожиданно, и времени на ликвидацию ее последствий уже нет.

На самом деле такие трагедии могут продолжаться годами, а то и десятками лет, что позволяет ее предугадать и (по возможности) смягчить удар. Но такие научные подробности не интересны голливудским (и не только им) сценаристам, поэтому это клише стало одним из самых популярных в данном жанре. Вот лишь пара примеров — «Земное ядро: бросок в преисподнюю», «Послезавтра» и многие другие.

На этом наш рейтинг подходит к концу. Спасибо за внимание, дорогие читатели. Смотрите качественное кино, и пусть в вашей фильмотеке не будет однообразных, заштампованных и скучных фильмов.

Добавить комментарий