Понятие «дресс-код» (от англ. dress-code) означает установленный кодекс одежды, обязательный при посещении определенных мест, мероприятий или организаций. Не удивительно, что первыми дресс-код ввели более 100 лет назад известные своей чопорностью англичане. Сегодня строго регламентированная форма одежды приветствуется многими российскими компаниями. В первую очередь это связано с формированием определенного «образа» компании, которая стремится заявить о себе как о «серьезной, стабильной фирме». При этом у дресс-кода всегда были и есть как сторонники, приветствующие корпоративное единодушие по всем вопросам, так и противники, ратующие за свободу самовыражения во всех аспектах жизни, в том числе – в одежде.

По наличию дресс-кода все российские компании можно разделить на три группы. В первой оказываются компании, в которых введен обязательный дресс-код. В нашей стране их не более 30%. Обычно это крупные финансовые организации, юридические и консалтинговые фирмы. Обязательный дресс-код предполагает жесткие, на западный образец, правила, регламентирующие деловой стиль в одежде сотрудников.

В молодых, креативных компаниях (их не более 10%) царит условный дресс-код. Одежда в стиле casual здесь будет вполне уместна. Но некоторые ограничения все-таки есть. Так, под запретом вечерние, спортивные, «вызывающие» и т.п. наряды.

В целом дресс-код в российских компаниях менее суров, чем в  западных фирмах, и его несоблюдение редко приводит к увольнению. Ярым противникам дресс-кода, возможно, будет интересно узнать об эксперименте, проведенном психологами. Один и тот же кандидат приходил устраиваться на работу в разной одежде. Наиболее успешными для него оказались те собеседования, когда он придерживался строгого дресс-кода, хотя демонстрировал один и тот же багаж знаний, умений и навыков. Выходит, что дресс-код сигнализирует работодателю о благополучии и надежности потенциального сотрудника, сообщает о наличии у него ряда положительных профессиональных качеств, даже если в действительности он ими и не обладает.

С мужским дресс-кодом обычно не возникает проблем. Он весьма консервативен и включает в себя один и тот же набор одежды. Это деловой костюм серого, коричневого или темно-синего цвета. Черный цвет допустим в редких случаях, а белый исключается полностью. Неброская клетка или полоска вполне уместна. Плотность ткани зависит от времени года. Один и тот же костюм не следует носить более двух дней подряд. Последняя пуговица на пиджаке (если она не единственная) не застегивается. Нельзя появляться без пиджака на официальных встречах и «у шефа», даже если на дворе лето.

Цвет рубашки может варьироваться от белого (или какого-либо пастельного цвета) до синего, серого, шоколадного, кофейного оттенков. Главное условие – рубашка должна быть светлее костюма. Блестящие, прозрачные, шелковые, украшенные принтами рубашки исключаются. Вряд ли стоит напоминать, что эта деталь одежды должна меняться каждый день.

Портрет успешного человека неполон без галстука, который должен быть темнее рубашки, но не черный (если вы идете не на траурную церемонию), без ярких принтов. Осознавая, что именно эта деталь делового имиджа наиболее обременительна, компании иногда делают послабления, устраивая встречи «без галстуков», разрешая сотрудникам не надевать галстуки, например, по пятницам или даже в течение всего лета.

Идеальной обувью являются классические закрытые туфли из матовой кожи, без украшений и рисунков. Ювелирных украшений мужской дресс-код не допускает, если только не считать украшением обручальное кольцо.

В отличие от мужчин, как правило. поддерживающих соблюдение определенных правил в деловом имидже, женская половина компании обычно введение жесткого дресс-кода воспринимает весьма болезненно, и «загнать» сотрудниц в четко определенные рамки самовыражения – задача непростая. При этом женский дресс-код отличается большим разнообразием.

Сотрудницы могут являться в офисе в костюмах с юбкой или брюками, в блузке и юбке, в платье. Естественно, все это не должно быть слишком облегающим, чересчур коротким, декольтированным, прозрачным, ярким или каким-то еще каким-то образом выходящим за рамки делового стиля. Цветовая гамма не отличается от мужской. Блузка должна быть светлее костюма или юбки.

Женская обувь должна быть закрытой, на 5-сантиметровом каблуке. Никаких босоножек, балеток, лабутенов и т.п. И главное – появление в офисе без колготок или чулок – табу даже в сорокоградусную жару. Макияж и маникюр обязательны, но умерены. Тоже касается парфюма. Кроме обручального кольца, деловой женщине разрешается надеть еще два украшения.

В целом все, кто представляет компанию (так называемый фронт-офисный персонал), должны быть одеты соответствующим образом. Те же сотрудники, которые не олицетворяют компанию в глазах клиента, могут позволить себе одеваться менее строго.  По подсчетам психологов, при первой встрече более 50% впечатления отводится внешнему виду, около 40% манере поведения и языку жестов. На долю же того, что мы говорим, приходится менее 10%. Наверное, все же стоит тщательно продумывать детали своего имиджа, ведь, как известно, второго шанса произвести первое впечатление никогда не будет.

Добавить комментарий