Наверное, трудно представить позднюю весну в Москве без «кипящих» сиреневых кустов и разлитого в воздухе необыкновенно тонкого аромата. Считается, что слово сирень (лат. Syringa Vulgaris) происходит от греческого слова «syrinx» (трубка), что указывает на форму цветка. Но это прозаическая версия. Есть и романтическая. Спасаясь от преследования уродливого лесного божества Пана, прекрасная нимфа Сиринга превратилась в тростник. Разочарованный Пан сделал из него пастушью свирель «сиринкс». Это слово и дало название кустам сирени.

Кто бы мог подумать, что сирень относится к семейству маслиновых! То есть она очень близкая родственница южной оливы, и на территории Ирана и Турции (бывшей Персии) эти растения часто растут рядом. Недаром кусты с роскошными махровыми соцветиями в народе получили название персидской сирени.

Европа, а именно Вена, узнала о существовании сирени еще в XVI веке благодаря австрийскому послу в Турции Бусбекиусу, привезшему несколько кустиков из Константинополя. В России сирень появилась в конце века XVIII, но поначалу не была популярна. Только во второй половине XIX века усадьбы русских дворян украсили сиреневые аллеи, где можно было, по словам поэта Ф.И. Тютчева, «бродить без дела и без цели и ненароком, на лету, набресть на свежий дух синели или на светлую мечту». Синель – именно так называли вначале сирень в России. В старых книгах по садоводству о ней писали как о «райском дереве». Цветущие кусты запечатлели кисти многих русских художников: М.А. Врубеля, В.Д. Поленова, П.П. Кончаловского, В.А. Серова, В.Э. Борисова-Мусатова, Б.М. Кустодиева и других. А одна из многочисленных поклонниц С. Рахманинова каждый год посылала ему букеты белой сирени – такое впечатление произвел на нее романс этого композитора «Сирень».

Своим превращением в сиреневые аллеи улицы российских городов обязаны русскому селекционера Леониду Алексеевичу Колесникову. На долю выпускника кадетского корпуса, офицера русской армии выпало множество испытаний: работа шофером в послереволюционной России, участие в Великой Отечественной войне, тяжелое ранение, неоднократное пребывание в сталинских застенках. При этом главным смыслом его жизни была сирень. Сначала коллекционирование, затем – создание гибридных сортов, соединявших в себе французское изящество и приспособленность к суровому российскому климату.

К началу 1960-х годов Колесников создал сорта, зацветающие в разное время: от начала мая до конца июня и даже начала июля. Некоторые оказались способны в процессе цветения менять свой цвет. Например, сорт «Мичурин» в начале цветения имеет нежно-сиреневый оттенок, а, набрав силу, приобретает бело-розовый. Сорт под названием «Сенсация» на солнце имел розовую и лиловую, в тени – темно-сиреневую окраску. На рубеже 50-60-х гг. одной из главных московских достопримечательностей стал сиреневый сад около станции метро «Сокол». На ВДНХ цвели 30 сортов, выведенных Колесниковым. Селекционер получил Государственную премию. Пришла и международная слава: сорта Колесникова получили высшие баллы на выставках цветов в Бельгии и Голландии. Леониду Алексеевичу приходили тысячи писем со всей страны с просьбами прислать саженцы.

Последние годы жизни Колесникова были отданы делу массового размножения саженцев. В 1964 году ему было предложено создать на Щелковском шоссе «опытно-показательный экспериментальный питомник» для выращивания новых сортов сирени. Колесников как обычно с воодушевлением принялся за дело. Техники не хватало, и 70-летнему энтузиасту приходилось самому возить землю и тяжелые кусты. В итоге его ждало горькое разочарование. Земля, на которой был только что создан питомник, вскоре понадобилась властям для строительства новых домов. Уже прижившиеся сиреневые кусты безжалостно сломали и выкорчевали бульдозеры. Колесников пытался протестовать – его тут же отправили на пенсию. Вскоре он умер от инфаркта. Многие из выведенных им сортов оказались безвозвратно потеряны. В 1973 году Международное общество сиреневодов наградило Л.А. Колесникова почетной Золотой веткой сирени. Посмертно. Награду получили родственники Леонида Алексеевича, живущие в США. Кусты сирени, выведенной Колесниковым, украшают сквер рядом с американским Конгрессом, территорию близ Букингемского дворца, множество Ботанических садов и парков по всему миру.

Сегодня, когда возник спрос на декоративные растения и московские улицы вновь утопают в цветах, на родине наконец вспомнили о великом сиреневоде. Российская геральдическая комиссия включила его имя в число самых известных людей XX века. В подмосковном поселке Никольское организовано Общество по сохранению (а скорее восстановлению) наследия Л.А. Колесникова. В подмосковном Солнечногорске на заводской территории есть парк с аллеями из сирени. Цветут там и сорта Колесникова. Ежегодно в конце мая на заводе проходит праздник с песнями и хороводами вокруг буйно цветущих кустов. Он так и называется – «Праздник сирени». Ходят слухи, что сирень может сделаться символом Москвы. Пожалуй, это было бы неплохо.

3 комментария

  1. Инна

    Очень люблю сирень! У меня даже были духи с запахом сирени, а когда я ими пользовалась, то сразу возникало чувство, будто настала весна, и на душе так тепло становилось.

  2. Valentinka

    Я то же обожаю сирень, у меня очень много приятных воспоминаний связанных с сиренью. В детстве я даже ела пятилистные листики перед контрольными в школе ? Сейчас уже выросла, но любовь к этим цветам осталась на всю жизнь.

  3. Киса

    Слов нет что бы выразить как я люблю белую сирень! ее цветы просто великолепны! А аромат кружит голову… У меня раньше под домом был высажен красивый куст белой сирени. И это был мой любимый саженец.

Добавить комментарий