Во все времена, в условиях войны изобретались хитроумные способы ведения боевых действий, и в этих случаях очень часто выручала смекалка солдата. Таких примеров за всю историю было великое множество. И хотя многие оппоненты русской, а позже и советской армии, утверждали, что победу нашей армии приносило количество, я как офицер Советской Армии заверяю тебя дорогой читатель, что это не всегда было так. Конечно были случаи, когда нашим командирам приходилось брать количеством, но это было в крайних случаях и в масштабных операциях.

Русский солдат старался издревле воевать не числом, а умением. И в суровые годы Великой Отечественной войны это умение не раз пригодилось нашему воину.

Сегодня, дорогой читатель, я хотел бы поговорить с тобой о нескольких случаях, о которых может быть мало написано книг, снято фильмов, редко о них могут вспоминать военные историки. Но от этого героизм и мужество советского народа в борьбе с гитлеровским нацизмом не становится меньшим.

С первых дней войны начали формироваться необычные для армии подразделения — отряды водного заграждения. Предназначены они были для контроля над водными артериями — реками, каналами и т. п., а также для диверсионных действий, перевозки десанта и других целей. Масштабы задач большие, а средств — кот наплакал. Ведь на комплектацию таких отрядов были мобилизованы обычные катера-спасатели из осводовских (позже ДОСААФ) ангаров, а также речные тихоходы. Вот и приходилось выкручиваться.

Перед ребятами из этих подразделений в первую очередь стояла задача по модернизации речных судов, а также увеличению их скорости. Механики, поработав над карбюраторами, нашли выход и увеличили подачу топлива, тем самым добившись увеличение скорости полуглиссеров и речных тихоходов до 25 узлов в час (примерно 46-50 км/ч.), что соответствовало скорости «морских охотников», наиболее быстроходных советских катеров времен Великой Отечественной войны.

Вторым и немаловажным заданием для наших бойцов было обеспечение катеров огневой мощью. Штатное вооружение, которое было положено отрядам водного заграждения согласно расписанию, не впечатляло. Да и катера не были приспособлены для вооружения. Пришлось опять техникам «поламать голову». В конце концов приспособили турели (это такие платформы-станины под вооружение) специальной конструкции, изготовленные по собственным чертежам, а на них закрепили авиационные пулеметы ШКАС (Шпитального-Комарицкого авиационный скорострельный), которые были самые скорострельные в ту пору.

Юркие, маневренные катера с мощной огневой поддержкой осуществили немало дерзких рейдов, ошеломляя врага и внося в его ряды панику и растерянность. Но наступил момент, когда воды Таганрогского залива и Азовских плавней, где действовал отряд, покрыл ледовый панцирь. Оборону надо было держать на очень большом участке. Сил не хватало, подкрепления не ожидалось. Тогда решили попробовать воевать… на коньках. Достали у местных жителей снегурки, нурмисы, гайки — все в дело годилось. Таким образом, «обув железом острым ноги», и выполнили поставленную задачу.

А вдобавок еще приноровились делать невидимые доты. Рубили изо льда «кирпичи», делали настил из жердей и камыша, а потом присыпали все снегом и поливали водой, которая на морозе схватывала лучше любого цемента. Издали поглядеть — глыба и глыба. Частенько фашисты натыкались на эти засады и всякий раз с печальным для себя исходом.

Расскажу еще несколько примеров о народных «кулибиных», которые помогали приближать нашу победу.

Под Севастополем нашли применение списанным, отслужившим свое корабельным минам, «рогатым чудовищам», как окрестили их впоследствии гитлеровские вояки. Мины устанавливали на очень крутом склоне, спускающемся в Камышловскую долину. Тщательно замаскированные, они дожидались своего часа. Достаточно было только выбить подпорки. Когда в долину вошли вражеские танки, черные шары, подпрыгивая на кочках, посыпались один за другим вниз. Взрывы огромной силы превратили гитлеровскую колонну в груду металлолома.

Там же, под Севастополем, воздушные резервуары устаревших торпед народные умельцы переоборудовали в траншейные огнеметы, которые также неплохо зарекомендовали себя в боевых действиях. Недаром среди защитников города бытовала поговорка: «У нас и самовары стреляют».

Неоцененую помощь армии в борьбе оказывало гражданское население. Это и партизанские отряды, и подполье, старики, дети, женщины, весь советский народ от простого крестьянина до чиновника любого ранга, горели огромной ненавистью к оккупантам и приближали победу даже ценой собственной жизни. Не могу не сказать об одном таком случае.

Чтобы сдержать натиск гитлеровских полчищ в первые месяцы войны, группа сотрудников канала имени Москвы предложила командованию Западного фронта создать искусственный «потоп». И в конце ноября 1941 года из Яхромского и Икшинского водохранилищ был произведен намеренный сброс воды. Уровень воды в реках Яхроме и Сестре быстро поднялся на несколько метров, начался ледоход. Первый, наверное, в истории ледоход поздней осенью. В мгновение затопило дороги, смыло переправы. Наступление фашистских орд было в значительной степени дезорганизовано.

Все стремились внести посильную лепту в общую победу. Приближали, как могли, великий день. Химики Юго-Западного фронта разработали в кратчайшие сроки производство так называемого «ликера» и наладили выпуск бутылок с зажигательной смесью на ликеро-водочных предприятиях. Горючая смесь при воспламенении давала высокую температуру и выделяла густые клубы едкого дыма, который ослеплял экипажи вражеских бронемашин.

Инженерная, конструкторская мысль в час напасти билась не только в конструкторских бюро, но и повсеместно. Подпольщики и партизаны изобретали самодельные гранаты и термитно-зажигательные шашки, огнестрельное оружие и даже пушки. В ходе обороны того же Севастополя был создан 50-миллиметровый ротный миномет-автомат. Устройство имело специальный барабан, в который помещалось одновременно шесть мин. Барабан вращался отработанными после выстрела газами, подавая в ствол очередную «порцию». К тому же миномет мало весил, был компактен и удобен в обращении.

Чудеса изобретательности и находчивости порой проявляли представители совсем, казалось бы, тыловых служб. Так, например, произошло с помощником отдела снабжения горючим, капитаном Владимиром Братчиковым. Шел сентябрь 1944 года. Советские войска пересекли без единого выстрела границу с Болгарией. Ситуация возникла следующая. Готовилось наступление на Белград, а горючее безнадежно отставало, что ставило операцию под угрозу срыва. Надо сказать, что Болгария той поры не обладала разветвленной сетью дорог. Единственный, по сути, путь к столице Югославии лежал по Дунаю. Но он был нашпигован минами, извините, как пасха изюмом.

Но это не остановило Братчикова. Он на свой страх и риск провел разведку, обнаружил брошенную фашистами впопыхах баржу с бензином и горюче-смазочными материалами, сформировал интернациональную команду и доставил баржу в нужный срок под Белград. Почти 340 километров по заминированной реке, сидя, считай, на взрывоопасной бочке! Сегодня это кажется невероятным.

И подобными «невероятными» фактами летопись Великой Отечественной необычайно богата. Хотя неизведанного и неповеданного об этом времени еще достаточно. Оно продолжает ждать своих исследователей.

А наша с тобой, дорогой мой друг, задача — помнить о тех, кто ценой своей жизни, своим ратным подвигом, умением, смекалкой и бесстрашием подарил нам свободу, мир, жизнь, счастье и радость. И не только помнить, но и постараться сохранить этот подарок, прикладывая все усилия, чтобы кошмар войны не повторился.

Добавить комментарий