Ты потерял все? Может, со временем ты прослыл измученным от избытка поражений? Или может быть ты лишился надежд и не можешь понять, кому принадлежишь и где твой дом? Ты думаешь, что жизнь тебя бросила?

Иногда неплохо на время просто опустить руки, дать усталости место, которого она требует, и больше ничего от себя и других не ждать. Иногда наша душа остается позади, потому что не успевает нас догнать на жизненных поворотах… Тогда нет другого выхода, как подождать, пока она к нам присоединится и снова нас наполнит. Это ожидание допустимо. Оно даже необходимо, так как внутренний мир руководствуется законами, часто совсем непохожими на законы мира внешнего, настроенного на успех.

Но, может, ты скажешь, что твоя жизнь была всегда лишена смысла?
Всегда? Ты еще никогда не чувствовал смысла жизни?
Все, что ты переживал, или чувствовал лишено его?
Не имеешь друзей, не помнишь ни одного хорошего времени?

Это было бы угнетающе.

Тот, кто говорит, что никогда еще не переживал проблем в жизни, должен спросить себя самого, он на самом деле думает так, как говорит. И правда ли то, что он думает. Люди, чья жизнь была трудной, имеют склонность генерализировать свой печальный опыт: из-за упрямства, через скрытую или выраженную злость, а также из-за ненависти ко всему, что живет. Однако нередко под этим негативным отношением к жизни кроются искорки полной сомнений любви к ней.

Тот, кто говорит, что никогда не испытывал ощущение смысла жизни, должен также спросить себя, неужели он хочет того, что делает, а именно — непрерывного продолжения в упрямстве, в злости, в ненависти, и согласии на то, чтобы угасла последняя, скрытая под ними искорка любви. Я все еще слышу в памяти слова моего учителя: «Можно отбросить все, также и смысл…».  Однако есть также люди, которые все потеряли, но научились владеть своей болью, и благодаря этому постигли глубокий опыт смысла.

Нет, эти люди не любят того, что есть в их жизни нехорошее. Они любят жизнь. Они любят жизнь вопреки тому, что в ней проблемы, и они несомненно потратили много времени, прежде чем им удалось выработать в себе эту позицию. Как они этому научились? Они поняли, что решающее значение имеет не то, на что ты смотришь: на то чего нет, чем ты не являешься, что ты не можешь, — а на то, какие возможности ты все еще имеешь или какие цели сейчас перед тобой стоят.

Наша жизнь определяется тем, что мы делаем в ней главным. Если мы сделаем главным в своей жизни страдания и связанные с ним ограничения, переживания или потери, то наши мысли, чувства и действия, все наши связи с ней будут детерминированы этой одной темой. Тогда большинство привлекательных возможностей, которые несмотря на все могут перед нами встать, будут перекрыты тенью страданий и останутся недосягаемо далеко. Зато если главным в жизни для нас будет сама жизнь, то мы будем здесь и теперь черпать из конкретных жизненных ситуаций столько ценностей, сколько возможно с них взять. То, что токсично, мы не сможем совсем игнорировать, но оно постепенно будет терять свое трагическое измерение.

 Удачная жизнь или нет, можно господствовать над страданием или нет — все это зависит от того, хотим ли мы существовать, жить, добывать из своей жизни то, что в ней лучшее, или нет. Решение — хотим мы смотреть на одно или на второе — за нас никто не примет.

В этой свободе и заключается наше достоинство.

Добавить комментарий