Свет! Камера! Мотор! Начали!

«Свет! Камера! Мотор! Начали!» — этот набор команд стал для многих первичной ассоциацией с кинопроизводственным процессом. Давайте разберёмся, что кроется за этими словами, и что вообще происходит на съёмочной площадке и рядом с ней.

  Для начала – в зависимости от сложности проекта съёмочная группа может быть от одного человека (например, авторы-документалисты, которые всё делают сами) до нескольких сотен и иметь непостоянный состав. Но о привлекаемых силах поговорим чуть ниже. Для начала возьмём условную среднестатистическую съёмочную группу (я опираюсь на опыт российского кино, однако радикальных отличий в других странах нет). Важно: актёры в состав съёмочной группы не входят.




  Прежде всего стоит понимать, что непосредственно съёмочный процесс – лишь звено в цепи, находящееся между подготовительным и монтажно-тонировочным периодом. Стоит также упомянуть, что один из ключевых этапов подготовительного периода – составление графика съёмок. Этот график практически всегда строится под рабочий график актёров; таким образом, все департаменты съёмочной группы вне зависимости от сложности предстоящих им работ ждут решения лицедеев.

  После утверждения графика актёров чаще всего начинается раскидывание сцен по объектам, условно:

— Джонни Питт может сниматься весь октябрь, а Брэд Депп – последнюю неделю октября и весь ноябрь. Значит, сцену драки их героев на заброшенном заводе ставим на последнюю неделю октября! Ребята, нам нужен на это время заброшенный завод!

  Далее в дело вступает так называемый location manager или ответственный по объектам. Эти люди чаще всего имеют приличную базу типовых объектов для съёмок с контактами собственников: квартиры, частные дома, рестораны, больницы, офисы. Многие из таких собственников не один год работают с киношниками и знают всю подноготную. Продвинутые «локейшены» также имеют связи с владельцами (или просто ответственными) нетривиальных объектов вроде заводов, спортивных объектов или крыш с красивыми видами. Также внимательный локейшн следит за стройками, сносами и реконструкциями. Нередки случаи, когда на самый простой объект (вроде какой-нибудь центральной площади маленького городка) с облегчённым доступом в виде письма чиновнику съёмочная группа зайти не может из-за того, что там идёт реставрация фасадов или ремонт дороги.  В случае, если подходящий реальный объект не найден (а то и вообще не существует в случае фантастических фильмов) или его стоимость достаточно высока, то после необходимых расчётов принимается решение строить декорацию в павильоне.




  Теперь перейдём непосредственно к составу группы. Чаще всего она состоит из следующих цехов: административный, режиссёрский, художественный и операторский. Разделение не категоричное, в разных случаях эти цеха могут варьироваться и дополняться. Кроме того, сразу надо понять, кто главный. Главный – продюсер. Его можно сравнить с человеком, решившим построить дом – он даёт деньги на строительство. А дальнейшее его проникновение в процесс зависит скорее от его личных качеств и умений. Если он помимо владения крупной суммой является ещё и дизайнером, то конечно он будет ходить по стройке и показывать пальцем, что и как делать. То же самое, если его хобби – оштукатуривание стен, электропроводка, а вдруг он просто сам опытный прораб. В нашем случае это может быть режиссёр авторского кино – он не только умеет работать с актёрами, но и придумывает идеи для сценария, пишет его и находит средства для производства. Вспомним анонсы голливудских фильмов, там создатели, продюсеры и режиссёры это может быть огромная команда, при этом ещё может быть отдельный титр «Фильм такого-то». Если продюсер исключительно оперирует суммами денег, то на съёмочной площадке присутствует нечасто и максимум, что может сделать – запугать. «Ну, давайте тут, порасторопнее! А то за придёте за зарплатой и расплачетесь!».

  Таким образом для удобства в списке группы иногда ещё выделяют продюсерскую.

  В административную группу входит директор картины, выполняющий бОльшую часть организационной работы – переговоры по всем фронтам, координация внутри группы, финансовые вопросы. При необходимости он набирает себе заместителей, чтобы для скорости работать параллельно.

  Более насущными и простыми вопросами занимается администратор. Куда поставить машины группы, как организовать питание и туалет, как оцепить площадку и многое другое. Администратору в помощь обычно требуются просто рабочие. Они устанавливают и переносят с места на место мобильный буфет, выносят мусор, стоят в оцеплении, по просьбе руководителей других цехов оказывают помощь в переноске различных вещей или монтаже/демонтаже спецоборудования.

  К буфету чаще всего приставляется буфетчица, следящая за порядком. Подготовленная буфетчица осведомлена о чайно-кофейных предпочтениях творцов и актёров и знает, что делать при команде «чай режиссёру!» без вопросов «чего и сколько класть».

  К административной категории относят также водителей. В среднестатистической группе отдельные водители требуются для:

 — Светобазы (большой крытый фургон с осветительными приборами; часто в нём же находится дизельный генератор для питания техники в полевых условиях, обслуживание которого тоже производит водитель)
 — Гримвагена (или просто гримёрка – чаще всего это слегка переделанный дом на колёсах для путешествий, в котором актёры отдыхают в перерывах, переодеваются и гримируются)
 — Административной машины. Она очень часто совмещается с групповым автобусом, в котором часть группы доставляется до места съёмки в случае его удаления от общественного транспорта. На жаргоне называется «хламваген», поскольку туда обычно сваливают весь скарб, не имеющей такой ценности, как специальная техника: складные стулья и столы, вешалки для костюмов, чайники и термосы, предметы канцелярского обихода, костюмы актёров и многое другое.
 — Машины художественной группы или «худвагена». В нём катается реквизит, элементы декораций и различные расходные материалы для оформления
 — Звуковой машины. Фактически это любая более-менее вместительная машина, в которой размещается оборудование для записи звука. Редко занимает много места.
 — Камервагена. Это микроавтобус или небольшой фургон, в котором катается всё, что касается «кормилицы» – камеры. Штативы, оптика, плёнка (или другие носители) и прочее.
 — Обычные легковые авто для развоза «творцов». Это актёры-исполнители главных ролей, оператор-постановщик и режиссёр. Разумеется, если они не пользуются личным транспортом. Поскольку на некоторых съёмочных сменах они вынуждены всё рабочее время просто стоять, их иногда по просьбе администратора или директора используют в рабочих целях и другие члены группы. Таких водителей чаще всего называют по именам, отождествляя с машиной: — так, режиссёр едет на Олеге, а оператор на Жене!

  Весь этот парк может значительно расшириться в случае со сложными сценами или проектами. Например, для масштабных ночных сцен «на натуре» (то есть, на открытом воздухе) порой требуется столько осветительной техники, что нужно две, три, а иногда и больше светобаз. Если в сцене занято много значительных актёров, то временно расширяют парк легковушек, и т.д.

  В режиссёрскую группу, очевидно, входит режиссёр или режиссёр-постановщик. В общем случае это человек, который работает с актёрами и сценарием. В работу других цехов они вникают только в случае возникновения непосредственных вопросов к происходящему в кадре:

 — Ребята, операторы, а обязательно так много неба брать? Может, пониже камеру опустить? Ребята, художники, а можно убрать красную вазу и кресло вон то довернуть на камеру?

  Режиссёр является главным лишь потому, что процесс съёмки без его команды «начали!» не начнётся. А для этого он должен убедиться, что все готовы, для чего и существует стандартный стереотипный набор команд. «Свет!» – команда неактуальная, восходит ко временам, когда осветительные приборы были гигантскими, тяжёлыми и жутко прожорливыми, а некоторые (например, советский ДИГ – дуга интенсивного горения) могли гореть лишь ограниченное время. Команда «камера!» даётся операторскому цеху, о котором ниже. А команда «мотор!» тоже несколько утратила своё первоначальное значение и сегодня служит сигналом в основном для звукорежиссёра, поскольку команда означает синхронизацию, в которой он заинтересован больше остальных.

  Здесь же нельзя обойтись без помощника режиссёра или помрежа или «хлопушки» – чаще всего юркая молодая девушка с чёрно-белой разлинованной дощечкой. Работа, вопреки стереотипам, очень муторная и к тому же не всегда достойно оплачиваемая. Помреж ведёт т. наз. монтажные листы, в которых указывается информация с тайм-кодом (грубо говоря, длительностью кадров), устными пометками режиссёра и номерами сцен, кадров и дублей. Если помреж невнятно проговорит для звукозаписи цифры или сделает ошибку в записях, то это может привести к тому, что его потом заочно будет ругать в монтажной студии вся группа творцов.

  Вернёмся к готовности цехов и организации. Здесь главный – второй режиссёр. Это такой боцман или дирижёр в мире кино. Он отвечает за огромное количество действий. Составляет КПП – календарно-постановочный план, согласно которому проходят съёмки; вызывной лист для группы на каждый день (каждому члену группы по копии); управляет актёрами массовых сцен (групповка, если несколько человек, или массовка, если десятки и более); контактирует на площадке с руководителями цехов, осведомляясь о готовности; руководит совместно с режиссёром очерёдностью снимаемых эпизодов, сцен и кадров и даже иногда решает, когда провести обед или закончить смену. В зависимости от уровня профессионализма может взять на себя сколько угодно организационной работы. Голос второго режиссёра чаще всех других звучит по групповой рации.

  Где-то недалеко всегда находится ассистент по актёрам. Он находится в постоянном контакте с актёрами или их агентами, докладывает им об изменениях или второму режиссёру об изменениях у актёров, а также держит в курсе персональных водителей – откуда забрать, куда отвезти и т.д.

  Режиссёры уже давно не смотрят сцены «вживую» с высокого раскладного кресла. Они сидят возле монитора с изображением, подаваемым с камеры. Все дубли записываются и при надобности повторяются специальным рядом сидящим человеком – playback. Этот человек не просто орудует пультом, он ведёт нумерацию записанного чернового материала и при необходимости может оперативно воспроизвести снятое прямо на площадке. К примеру, две соседних сцены с выходом женщины из ресторана могут сниматься с разрывом в несколько месяцев – отдельно внутри ресторана и снаружи. И, вот беда, позабыли, на каком плече у неё висела сумка… Плейбэк достанет нужный диск и всё покажет.

  В режиссёрскую группу также входит режиссёр монтажа и прикреплённый к нему монтажёр, однако, они редко появляются на съёмочной площадке и терпеливо ждут отснятого материала в монтажной студии.

  Операторская группа – самая значительная и технически оснащённая. Она даёт качество изображения: если его нет, то в кадре меркнет всё – актёры, декорации и окружение.
  Оператор-постановщик. Это человек очень образованный – подкован и в искусстве, и в технике. На достаточно крупных проектах он порой находится не у камеры, а рядом с режиссёром за столом плейбэка, а за камерами стоят просто операторы или «камермэны». Сам он пойдёт «к станку» лишь в случае съёмки сложных кадров с операторской телеги или крана.

  Операторы – их может быть несколько – находятся непосредственно у камеры, выстраивают композицию, следят за цветом и светом, ждут указаний от оператора-постановщика и команды «камера!» от режиссёра.

  Существует сегмент специальных операторов с особыми умениями. Например, оператор стедикам – на тело оператора надевается специальный костюм со сложной амортизирующей системой для стабилизации камеры. Они привлекаются для сложных сцен, которые необходимо снять одним кадром. К примеру, погоня с бегом или длинный проход по различным помещениям. Легендарный Вадим Юсов совмещал съёмку со стедикама с операторским краном. Также бывают различные специалисты по съёмке на особые модели камер – подводные, портативные и другие.

  К каждой камере непременно приставлен механик камеры. Он знает её как родную и не отходит ни на шаг, поскольку несёт за неё материальную ответственность. Всё техническое обслуживание, включая конечную постановку камеры на штатив перед съёмкой – его.

  Также на среднестатистических проектах операторы берут к себе в помощники фокус-пулера или «фокусника». Это актуально для операторов-постановщиков, любящих снимать в движении. Оператор должен следить за композицией, одновременно поворачивая камеру, и ему может элементарно не хватать рук для перевода фокуса.

  Что касается движения, то существуют специальные бригады, которые иногда приписываются на весь съёмочный период. Это:

— Операторский кран. В зависимости от модели для его обслуживания нужно от одного до шести человек. Обычно это сколоченная бригада, кочующая с проекта на проект.
 — Операторская тележка или Dolly. Оператор такой тележки называется долльщик. 

Существуют многочисленные операторские приспособления для съёмки определённых кадров, их тоже обслуживает специальный человек. Например, карусель используется для кругового движения камеры вокруг одной точки (так часто снимают затяжные поцелуи) или штатив, закрепляемый на тело актёра (Когда актёр в кадре неподвижен, однако движется в пространстве).

  Ещё один творец в составе операторской группы – второй оператор. Это своеобразный помощник оператора-постановщика в подборе параметров съёмки: цветовая температура, светофильтры, оптика, композиция и другие. На натуре зачастую смотрит на небо через «сковороду» – небольшой оптический фильтр, позволяющий оценить состояние небес с операторской точки зрения.

  Бригадир осветителей. После того, как оператор-постановщик указал место съёмки, и они со вторым оператором посоветовались, надо выставлять свет. Роль света нельзя недооценивать, поскольку в жизни подходящий свет бывает редко, а на экране, если просто, неосвещённость выразится в неряшливых провалах и уплощённости изображения. Ни один грамотный оператор не будет работать без света, если это не крайне редкий случай авторского приёма. Итак, бригадиру выдаётся команда «надо вот там посветлее, вот это закрыть и актёру лицо подсветить».

  В свою очередь бригадир даёт команду осветителям – бравые сильные парни бегут в светобазу и берут всё необходимое. Большая часть осветительных приборов и сопутствующего оборудования – дорогие и тяжёлые вещи. поэтому, пока на площадке идёт установка света, остальная часть группы старается там не присутствовать. На крупных проектах отдельная бригада может заниматься т. наз. «грипом» – то есть, установкой штативов и других приспособлений для приборов, а установкой самих приборов и подведением тока занимается уже другая бригада.

  Художественный цех.

Главный – художник-постановщик. Фактически он отвечает за всё, что мы видим в кадре, кроме актёров (если подразумевать, что свет находится вне кадра). После режиссёра-постановщика и оператора-постановщика это третий творец на площадке. На обсуждениях-читках сценария с ними он решает, в каких местах будет идти съёмка, как окружение будет отвечать творческому замыслу сценария. В ответе за всё, начиная от моделей телефонов героев и заканчивая строительством грандиозных декораций.

  Обычно у худ-поста есть ассистент. Он берёт на себя рутинную волокиту по поиску и доставке материалов, закупкам, общению с администрацией группы (спроси, можно мы вон ту стену перекрасим?)  и объектов (скажите, а можно мы вон ту стену покрасим?) на тему работы с интерьерами. Ведёт всю бухгалтерию.

  Художник-декоратор. Правая рука худпоста по художественной части. Чаще всего работа с ним выглядит так:

Худпост: — так, режиссёр сказал, что вот эти ворота должны быть «более старыми», подумай, как сделать их… ну, скажем, викторианскими,
Декоратор: — Давай по бокам вертикально тёмные дощечки прибьём, а сверху вон там вензеля нарисуем!
Худпост: — вперёд
Декоратор – ассистенту: надо купить две доски и краску!

  Когда ассистент привозит материалы, то под руководством декоратора все художественно-декорационные работы выполняют постановщики. Это такие работяги, мастера на все руки, которые должны смочь сделать почти что угодно.

  Грим и костюм хоть и относятся формально к художественной группе, но в нашем кино они обычно стоят особняком. По костюмам важные решения принимаются совместно с режиссёром, а не художником, а грим вообще наносится порой под честное слово.

  Художник по костюмам продумывает концепцию и цветовую гамму, делает эскизы и пометки к сценарию, ездит по магазинам с закупками, как и ассистент художника ведёт бухгалтерию. В помощниках у него (чаще, конечно, неё) бывает от одного до нескольких костюмеров (также обычно женщины). Они под руководством художника по костюмам собирают, помечают и сортируют костюмы, готовят их перед предстоящими сменами, а также помогают актёрам в перевоплощении

  Художник по гриму по обязанностям схож с костюмом, но в его ведении тело и волосы актёров. Грим это не только «штукатурка» на лице и помада – это ещё и равномерный цвет всего тела на случай «обнажёнки», татуировки и причёска. Иногда к одному актёру могут приписать личного гримёра. К примеру, был случай, когда одна актриса ради роли в исторической картине отстригла бесподобные прекрасные белые кудри и перекрасила остатки в матово-чёрный. А чуть позже запланировали новый сезон одного сериала, в котором эта актриса в одной из главных ролей и в предыдущем сезоне ещё со старой причёской. Долго чесали головы, считали и в результате взяли на работу персонального гримёра-парикмахера, который каждый съёмочный день тратил четыре часа на парик.

Гримёры – помощники художника по гриму и тоже занимаются не только косметикой. Представьте себе фильм про войну, сцена в окопе с сотней-другой раненых солдат. Задача гримёров «испачкать» или «поранить» актёров.

Звук. Звукорежиссуру также ставят в отдельный творческий сегмент, но тесного контакта с творцами у него нет, поскольку на изображение запись звука никак не влияет и начинает играть важную роль только на стадии монтажа.

  Звукорежиссёр. Его главная задача, как ни банально, записать звук. Все его творческие задачи опять же ждут его в монтажной студии, на площадке же он почти всё время несёт ответственность лишь за техническую составляющую. Все свои задачи на площадке он решает сам, особо ни с кем не советуясь, набирая к себе помощников.

  Для установки микрофонов на актёров (прикрепление передатчиков в одежде) и записи звука дистанционно на микрофоны-«пушки» существуют «бумщики». На конце длинных телескопических трубок у них в руках находится защищённый при надобности от ветра микрофон. Их задача – следовать за актёром, которого требует сопровождать звукореж, и при этом строго соблюдать границы кадра. Для этого бумщики постоянно советуются с камермэнами.

  Это основной костяк большинства современных съёмочных групп. Разумеется, он не исчерпывающий, ибо многогранный мир кино порой требует вмешательства самых разных специалистов. Есть огромная армия «компьютерщиков» с их хромакеями и метками, пиротехники (и это не только взрывы и выстрелы, а, например, дождь в кадре), каскадёры (в их рядах профессиональные гонщики, пилоты, парашютисты, бойцы специальных подразделений), дрессировщики животных(был случай, когда человеку по результатам работы на площадке записали в трудовую книгу «дрессировщик воробьёв») и многие-многие другие.

  Мир киносъёмок многогранный, неожиданный, интересный, в любую секунду может произойти что угодно. Неизменным уже целый век остаются лишь команды режиссёра: «Камера! Мотор! Начали!»

Иллюстрации к статье: depositphotos.com

1
https://soulblog.ru/wp-content/uploads/2017/01/cinema-camera.jpghttps://soulblog.ru/wp-content/uploads/2017/01/cinema-camera-150x150.jpgBeLoggy#граньКино,Лайфхак,Профессии
'Свет! Камера! Мотор! Начали!' - этот набор команд стал для многих первичной ассоциацией с кинопроизводственным процессом. Давайте разберёмся, что кроется за этими словами, и что вообще происходит на съёмочной площадке и рядом с ней.   Для начала – в зависимости от сложности проекта съёмочная группа может быть от одного человека...

Поделиться

Картинка профиля BeLoggy

BeLoggy

хороводоведофилофоб

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: